Дистанционное образование способно быть лучше очного
7 декабря 2015
В кулуарах церемонии вручения дипломов МВА Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, многолетним партнером которой в России является Международный институт менеджмента ЛИНК, Executive.ru побеседовал с его ректором, доктором педагогических наук, профессором Сергеем Щенниковым.
Executive.ru: Главный вопрос, который волнует сейчас многих – качество бизнес-образования. Как создать такую систему обучения, которая мотивировала бы слушателя бизнес-школы учиться серьезно и глубоко?
Сергей Щенников: О повышении качества бизнес-образования говорят много. Однако дело в том, что оценку бизнес-образованию большинство людей, к сожалению, дает через призму традиций и ментальности, заложенной в привычной образовательной модели. Это – «учительница первая моя», ты должен прийти, обязательно сложить ручки, внимательно ее слушать, запоминать, повторять. Ни в коем случае не мешать учительнице рассказать все, что она обязана рассказать тебе.
Фактически эта школьная модель образования, если внимательно посмотреть, у нас воспроизводится вплоть до высшего образования, а может быть, и дальше. Но для взрослых людей, пришедших в бизнес-школу, она не годится. Потому что, если мы предполагаем, что бизнес-образование заключается в том, что мы пришли, расслабились, а кто-то должен нам что-то такое сокровенное в наши головы вложить, и потом у нас наступит счастье, то мы заблуждаемся. Счастье не наступит, доверие к образованию падает.
Кризис современного образования заключается в том, что человечество создало себе такие условия для существования, к которому обычное образование не может подготовить.
Ясно, что в традиционной, трансляционной модели, когда студент бизнес-школы сидит и расслабленно либо напряженно пытается выслушать все, что ему говорит преподаватель, а потом демонстрирует свои способности запомнить и повторить то, что преподаватель сказал – собственно на этом образование и заканчивается.
Executive.ru: Так происходит и на программах MBA?
Сергей Щенников: Практически все программы MBA декларируют особый подход к обучению, но в большинстве случаев повторяют старую модель прошлого века. И, как ни странно, она соответствует ожиданиями многих менеджеров. Потому что они думают, что бизнес-образование выражается в том, что «мне нужно красиво, хорошо, занимательно, интересно и полезно все это рассказать».
Традиционное ожидание от бизнес-образования построено на модели «практикоинформированности»: на занятия придет некий гуру-эксперт, который знает много больше, чем ты, он тебе эти знания подарит, и ты станешь умнее и богаче. Однако согласитесь, что на уровне корпоративных заказов таких экспертов просто нет, и предполагать, что, придя к тебе, он даст тебе сакральные знания, которые позволят тебе превзойти твоего конкурента, к которому он придет читать лекции завтра (а так реально и происходит) – чистое безумие.
Традиционная модель построена на знании прошлого. Она рассказывает о том опыте, который имели совершенно другие люди в другом контексте, в надежде, что это будет полезно. Так – полезно, а вот так – бесполезно. Как кто-то сказал, такое образование является «пеплом прошлого», который является хорошим ресурсом для того, чтобы, зачастую, просто «пудрить мозги».
Альтернативы конечно же, есть, однако внедрение современного представления о бизнес-образовании, современных моделях и т.д. встречает сопротивление. Во-первых, обобщая вышесказанное, источником такого сопротивления являются ментальные модели. Смыслы руководят поступками. Обратите внимание, как привычно в заданном мне вопросе возникло слово «слушатель». Пока мы не привыкли говорить и мыслить понятием «обучающийся» с акцентом на «ся», движения вперед не будет. Во-вторых, тот, кто приходит учиться, не всегда готов делать акцент на «ся», брать на себя ответственность за результат обучения и ожидать от бизнес-школы системы эффективной поддержки своего развития. Хотя абсолютно ясно, что результат образования зависит от сложения двух усилий: того, кто образовательную услугу оказывает, и кто ее потребляет.
Executive.ru: Есть такая точка зрения, что в России очень часто в MBA-школы идут учиться люди, которые хотят получить корочку и продвинуться в карьере. Поэтому для них не так важно, как это все конкретно построено.
Сергей Щенников: Давайте мы будем говорить о тех, кому нужно бизнес-образование, а не корочка, корочка – это приложение. Если обучающийся видит, что он получает серьезные личные изменения – его не надо убеждать, уговаривать, мотивировать, он сам становится активным участником процесса, образование становится частью его жизни.
Бизнес-образование нужно строить под себя. Хорошая образовательная система должна помочь построить систему собственного управления знаниями. А на корпоративном уровне она должна помочь построить систему управления знаниями в компании с использованием современных образовательных технологий как ресурса. Мы в ЛИНК это делать умеем. Когда обучающиеся получают серьезный результат, то порой удивляются, что он во многом превосходит их ожидания, а иногда отличен от того, зачем они изначально шли учиться.
У нас в ЛИНК на программе МВА со Школой бизнеса Открытого университета Великобритании обучался топ-менеджмент предприятий металлургической отрасли, так как владелец требовал, чтобы у сотрудников было западное образование. Среди них был руководитель HR-службы, человек очень высокого уровня, который параллельно учился на МВА в самой известной российской бизнес-школе. Так вот, на вопрос, зачем он учится еще и во второй он отвечает: «Вы знаете, там так интересно. Приглашают таких интересных преподавателей, мы столько раз съездили за границу, так интересно, и вообще очень увлекательно!» А закончил неожиданно: «Но, честно говоря, системные знания, представления о своей работе я получил в ЛИНК». Это – практически дословная цитата.
Как видите, вопрос, что качественно, а что некачественно, что полезно, а что не очень – не столь тривиален, а ответ – не столь однозначен. Уже сейчас перед андрагогикой стоит серьезная дилемма: мышление клиповое либо мышление системное? Развитие каких способностей – залог успеха? Нет однозначного правильного ответа.
Только не пытайтесь зацепиться за ответ «и то, и то». Если мать блондинка, а отец брюнет, ребенок не родится рыжим. Возвращаясь к бизнес-образованию, важно понять, на каком уровне научного осмысления предлагаются решения и каким явным образом они предъявляются потребителю. А это уже вопрос наличия научной школы, работающей на программу МВА (либо ее отсутствие). Надо плясать от печки.
Executive.ru: Бизнес-школа ЛИНК известна, как пионер дистанционного образования в России. Критики «дистанционки» говорят, что она не может быть эффективной, так как в ней отсутствует главный элемент – очное обсуждение.
Сергей Щенников: Тему дистанционного образования я люблю начинать с цитаты моего друга, предыдущего декана школы бизнеса Открытого университета Великобритании, Джеймса Флэка, который на эту тему сказал следующее: «Когда я был профессором Эдинбургского университета, приходил в аудиторию, где сидело несколько сот студентов, и не видел лиц и глаз сидящих на последних рядах – вот это и было дистанционное обучение».
Понятие «дистанции» имеет разные смыслы, потому что сейчас физическое не присутствие слушателя возле преподавателя – не есть наличие дистанции. Мы прекрасно видим, как исчезает дистанция между людьми в Интернете, как происходит формирование сообществ, которые в обычной жизни иногда даже и не возникают.
В этом смысле вопрос, что такое «дистанционное» образование в ЛИНК, переворачивается, потому что в нашей технологии обучения слушатели работают над собственными проблемами и пытаются изменить свою собственную жизнь (это их самостоятельная работа), а тьютор дистанционно и очно выступает в функции ресурса и поддержки, ментора, коуча и т.д.
На тьюториал – очные групповые занятия – слушатели выносят сложные вопросы, требующие разъяснений или совместного решения с тьютором. При этом они уже самостоятельно прекрасно разобрались в основах предмета. Более крупная очная форма, предусмотренная программой – выездная школа, собирающая слушателей ЛИНК из всех 60 региональных центров для общения и обмена знаниями, опытом.
Можно также порассуждать, где и когда развивается дистанция между людьми, сидящими в традиционной лекторской аудитории. Зачастую самое интересное и полезное происходит вне учебной деятельности: на улице, в курилках, в коридорах и кафе.
Почему процесс управляемого взаимного «опыления» не положить в основу обучения? Конечно, при особой роли и ответственности тьютора.
Так что правильнее было бы назвать нашу образовательную технологию «смешанным обучением» или blended learning, как это делают наши партнеры из Открытого университета Великобритании, давно и эффективно использующие ее в 50 странах мира. И в этом смысле обучение в ЛИНК не является дистанционным, как современный синоним заочного.
Половину своей жизни ЛИНК потратил на то, чтобы максимально дифференцироваться от заочки и дать понять окружающим, почему это происходит. Однако эта задача менее сложная по сравнению с тем, что приходится делать (и это продолжается) вторую половину, максимально дистанцироваться от примитивно-коммерческих моделей, прикрывающихся модой на электронное обучение.
Современные информационно-коммуникационные технологии не делают образование ни хуже, ни лучше. Они делают образование более выпуклым, обнажают несостоятельность индустриальной образовательной модели (что обычно сейчас и происходит), и наоборот, дают ресурс для реализации гибкой постиндустриальной парадигмы.
Владение интернет-технологиями – очень зыбкий параметр для сравнения. Демьян Бедный писал ручкой на бумаге и сочинял свои частушки в рифму, так же, как это делал, например, Сергей Есенин. Однако это не основание считать первого поэтом. Хотя такие времена бывают. Ведь жил же Демьян Бедный какое-то время в Кремле. А это – вновь о нашей способности различать.
Источник: E-xecutive.ru