Искусство управленческой борьбы (ч. 1)

7 ноября 2011

Перепёлкин Глеб Николаевич
Центр европейского делового образования, заместитель директора. ЦЕДО-тренинг, директор, консультант, бизнес-тренер.

Конец августа. По Волге идет круизный теплоход. На борту 32 руководителя — преимущественно директора и генеральные директора. Но Волги они не увидят. Впереди очередной экзамен по технологии Владимира Тарасова: стол, шахматные часы, 3 судьи и у оппонентов только 90 секунд на успешные переговоры… Зачем всё это? Чтобы потом, «когда прижмёт», не пришлось уповать на «харизму».

Ситуация. На объект в 15:00 приезжает директор строительной фирмы. Навстречу выходит бригадир и нарочито громко говорит: «А когда нам бетон-то привезут? Если как вчера, то мы не нанимались каждый день задерживаться после работы на два часа…».

С Вами такое случалось? А если бы случилось, Вам удалось бы сохранить лицо, людей, деньги и добиться поставленной цели?

Как говорит Тарасов, в жизни и в бизнесе, а то и просто «на улице» нередко возникают ситуации, когда выигрыш или проигрыш зависит от одной-двух удачных или неудачных реплик. Потом «за дверью» приходят на ум очень удачные слова, но уже поздно: поединок проигран. И вообще, управления без борьбы не бывает.

По мнению Владимира Константиновича можно выиграть в любой ситуации, если её правильно понять и правильно себя повести. О том, как выбирать верный путь Тарасов написал много книг, ведёт семинары, а я буду публиковать некоторые ситуации, идеи и приёмы — не пропускайте.

Алгоритмы войны и управленческой борьбы, по мнению Тарасова, одни и те же. Только война идёт ради захвата ресурсов и уносит жизни, а управленческая борьба идёт ради захвата определённой социальной позиции и может изменить судьбу. От чего случается война? От того, что стороны неодинаково предсказывают ее исход. Когда результат ясен обеим сторонам, дело кончается миром: всё остается, как было, или одна сторона что-то уступает другой. В нашей ситуации бригада считает, что может выиграть, иначе она бы не вступила в поединок с директором.

Ключевым в системе Владимира Тарасова является понятие «картина мира» — представление о жизни и конкретной ситуации. Давайте посмотрим, какие картины мира у участников в описанной ситуации.

На первый взгляд, позиция директора слабая — бригада угрожает забастовкой, если директор не доплатит. Тогда опоздавший бетон придётся списать на убытки, а рабочие будут и дальше качать права. Нанять другую бригаду — время и деньги, а сроки сдачи объекта никто не отменял. Да и будет ли с новой бригадой легче? Сплошные проблемы, и решать их надо здесь и сейчас.

Бригадир — смелый парень, за его спиной бригада, которая его поддерживает. А теперь глубже: почему бригадир подошёл при всех? В одиночку к директору подойти духу не хватило? Может, он на деле больше храбр, чем силён духом? Стоит лишить его группы поддержки и пригласить «для беседы» в вагончик, и разговор будет более конструктивным. Например, можно предложить бригадиру самому заказывать бетон и общаться с поставщиками по поводу задержек. Ответственность с директора автоматически переносится на «лидера» рабочих. Сможет договариваться лучше — все будут уходить домой вовремя, не сможет — перестанет предъявлять директору претензии.

В чём суть решения? Директор должен расширить картину мира бригадира: был он просто старший среди рабочих, который хотел больше заработать, а стал он ответственный рабочий, который должен давать результат не директору, а бригаде. И будет ему уже не до забастовки, он будет стараться на совесть.

Для того чтобы добиться успеха, нужно обладать правильной картиной мира, а чтобы победить противника, иногда бывает достаточно просто изменить его картину мира.

Продолжение следует!