Список сообщений по тегам

Адаптируйте компанию к кризису

Кризис разрушил Ваши планы, но не компанию, и теперь надо перестроить бизнес. Вы представляете, куда двигаться, но изменения идут вяло, либо не дают желаемых результатов. При этом Ваша команда умом понимает, что надо делать, но что-то им мешает воплотить замысел и получить отдачу. Хотите разобраться в этом? Читайте дальше.


Провести изменения, как Вы уже ощутили – одна из самых сложных управленческих задач. И чем крупнее компания, чем больше в ней сотрудников – тем сложнее. Проблема появилась давно, и поэтому учёные уже исследовали её и предложили проверенные решения.


В основе всех решений лежит понимание, что изменения зависят от личностей сотрудников. Важны их способность меняться, учиться, искать решения, действовать по-новому. Плохая новость в том, что люди меняются очень медленно. Лишь единицы способны изменить себя усилием воли. Хорошая новость в том, что сотрудников можно по-разному объединять в группы. Тогда эти группы приобретут новые коллективные способности. Фактически, задача руководителя – перегруппировать сотрудников для проведения изменений. Остаётся вопрос, как это сделать? Я расскажу о варианте, который применяю сам.


В основе моего метода лежат научные исследования успешных команд, которые уже 60 лет ведёт R.M.Belbin. Ещё в 1981 году он опубликовал результаты своих первых исследований, и теперь уточняет и корректирует технологию, помогает создавать успешные компании по всему миру. Belbin обнаружил, что помимо функционального деления по роду занятий в командах происходит естественное разделение участников по ролям:



  • одни обожают придумывать абсолютно новые идеи, но не могут их воплощать;

  • другие с места не двинутся, пока не получат прямую инструкцию, но могут усердно работать, когда знают, что делать;

  • третьи могут тщательно выполнять работу, но при этом игнорируют сроки, зарываются в детали, постоянно и добровольно остаются работать сверхурочно…


Belbin выявил 9 таких командных ролей, разработал тест, чтобы определить склонности членов команды, а так же дал рекомендации, как объединить их в успешную команду. Самое интересное, что большинство членов команды по отдельности могут быть весьма средними специалистами, но при правильном объединении они творят чудеса в команде. Напротив, большие профессионалы часто не вписываются в команду, мешают её работе и приводят к провалу.


А теперь самое главное – как же сформировать успешную команду изменений?


Во-первых, нужны идеи. Их нужно иметь несколько, чтобы сравнить и выбрать самую лучшую в Вашей ситуации. Думаете, Вы знаете, что делать? Скорее всего, Ваша идея основана на прошлом опыте, а значит, может придти в голову и конкурентам. Самая лучшая идея – совершенно новая и неожиданная.


Для генерации идей часто используют мозговой штурм, но обычно удаётся лишь обобщить старый опыт и вовлечь команду. Здесь полезнее использовать члена команды, которого в компании обычно не любят – фантазёра, генератора идей, который никогда не славился их успешным воплощением. Учтите, он успешнее работает один – другие люди мешают ему думать и фантазировать. Если он хорошо разбирается в Вашем бизнесе, если он обладает высоким интеллектом – это тот, кто Вам нужен. Есть и другие типы сотрудников, которые полезны на данном этапе.


Во-вторых, из набора идей, которые принесли члены команды, надо выбрать наиболее подходящую в сложившейся ситуации. Вы думаете, что можете самостоятельно оценить все идеи? Или применяете голосование в команде? Тогда Вы ещё не оценили способности члена команды, способного играть роль аналитика-стратега.


Аналитик-стратег, как правило, такой же изгой в компании, как и фантазёр: умный, скучный, одиночка. Однако он способен провести анализ любой идеи, разложить её «по полочкам» и, невзирая на чины и звания сообщить, что «король голый», а вот эта странная идея имеет высокий потенциал. Только аналитик-стратег поможет сделать обоснованный выбор, а без него команда легко свалится в популизм. Кстати, аналитик, как и фантазёр, не склонен воплощать идеи в жизнь. Зато он с готовностью будет анализировать, в какой мере команда продвинулась вперёд.


Вот теперь, когда у Вас есть действительно перспективная идея, включайте в работу остальных членов команды. Их тоже надо правильно организовать, там тоже есть свои нюансы, но эта задача уже привычна для руководителя – тут нужны навыки проектного менеджмента. Правда в этот момент возникает вопрос, а Вы, как руководитель, какую командную роль играете? Не перехватываете ли Вы командные роли своих подчинённых, лишая их энергии? Не пускаете ли процесс на самотёк, допуская дезорганизацию? Все ли 9 ролей успешной команды приняли её участники?


Чтобы получить ответы на эти вопросы, понять, как сформировать Вашу личную команду изменений, обратитесь ко мне. Я внимательно выслушаю Вас, и сформулирую гипотезу, что мешает изменениям в компании. Если гипотеза покажется интересной, я проведу диагностику Вашей команды и предложу решение, которое можно будет быстро реализовать.


Сколько времени Вы уже потратили на размышления и попытки провести изменения? Как далеко Вы в итоге продвинулись? Выделите 1 час своего времени, чтобы узнать о создании команды изменений и восстановлении прежних позиций компании. В условиях самоизоляции можно пообщаться онлайн в Zoom. Последующую диагностику я так же проведу онлайн, чтобы сэкономить Ваше время и ресурсы. Фактически уже через неделю у Вас появится новый план действий, который ускорит изменения в компании, ускорит выход из кризиса.


У меня был случай, когда клиент меня выслушал, но готовности сразу что-то менять по технологии R.M.Belbin не проявил. Для прагматичного руководителя с богатым опытом было странно узнать, что какие-то командные роли так сильно могут повлиять на результат. И тогда я провёл в его компании деловую игру. Когда команда младших менеджеров обставила команду генерального директора, когда восстановление баланса ролей позволило выровнять результаты команд, он поверил, и в компании начались изменения.


Позвоните (8442) 50-39-70 и назначьте время для разговора. Добро пожаловать в мир научных открытий и неожиданных решений!

Уроки тренировок в Волгоградском Клубе переговорщиков

Вчера у нас прошла очередная тренировка Клуба переговорщиков в Волгограде. Разбирали кейс «Младший партнер» http://www.poedinki.ru/competitions/2009/36/situations/#4.


На первый взгляд, имеем персонажей с разной степенью этической чистоты. Один высокомерен и груб, другой распускает руки, третий недопустимо пренебрежителен, четвёртый допускает всё это в своей компании. Как тут играть хорошую игру, чтобы создать «идеальное решение» по всем векторам (дело, люди, авторитет)?


Первый урок тренировки.


Определите, на какие факты опираются мнения об этической слабости позиции каждой стороны?



  • Например, начальник службы охраны считает младшего партнёра «балластом», потому что старший партнёр не даёт ему принимать важные решения? Может ли он ещё на что-то опираться из своего уровня компетенций?

  • Отчего упал младший партнёр? От того, что ноги не держали, или от удара? Да и что это был за удар – кулаком или пощёчина?

  • По какому поводу выпивали и с кем? Может это был большой и выгодный контракт, а пили с поставщиками или покупателями?

  • Кто именно ругался с охранником, не покупатель ли? Иначе зачем Младшему партнёру кидаться его защищать?


У каждой стороны есть своя «правда», которая может показать всё со вполне этичной стороны. Ищите до переговоров эту «правду», ищите ей подтверждения в переговорах.


Ещё один урок тренировки.


Надо очень чётко ставить цель по формуле "Договориться о...". Например, «Я, Младший партнёр, хочу договориться со Старшим партнёром о…», - и далее о чём конкретно. Чем конкретнее, тем лучше Вы будете понимать, насколько это возможно за 5 минут, и что для этого надо сделать. Именно тогда Вы почувствуете, до чего сможете договориться, а до чего - не сможете. Отсутствие такой цели заводит переговоры в тупик и не позволяет понять, чего именно Вы достигли в итоге.


Главный урок тренировки. Если Вам собеседник навязывает роль «виноватого» в чём-либо, а у Вас есть своя «правда», не спешите оправдываться – откажитесь принять эту роль. Сначала подумайте, какая роль Вам сейчас наиболее полезна для разрешения конфликта?


Например, Начальнику службы охраны из кейса очень полезна роль «я и мой Охранник - профессионалы, которые заботились и продолжают заботиться и о Младшем партнёре, и о репутации компании». Симметричная роль в разговоре для Старшего или Младшего партнёра «руководитель хочет спокойно разобраться и восстановить репутацию компании, которая пострадала от инцидента».


Предложите собеседнику вместо роли «обвинителя», роль «следователя», который может спокойно во всём разобраться. С одной стороны, он вроде бы сохраняет контроль и власть над ситуацией, с другой стороны, он уже готов к конструктивному диалогу. Дальше двигайте его в роль «пострадал и озабочен», потом в роль «ищет хорошее решение», потом в роль «готов принять помощь», потом в роль «принял помощь от подчинённого». В финале можно предложить роль «благодарен и щедр».


Перевод собеседника из роли в роль производим, применяя приёмы переговоров. Именно тут может потребоваться «деловая борьба», но лишь для того, чтобы удерживать собеседника в той роли, в которую Вы ему предложили – не более того. Когда роль выдержана и отыграна до промежуточного соглашения, двигайтесь дальше. В этом суть «позиционной борьбы», которая выражается в смене позиций по пути к цели переговоров.

Уроки тренировок в Волгоградском Клубе переговорщиков

Вчера у нас прошла очередная тренировка Клуба переговорщиков в Волжском. Разбирали кейс Долгострой http://www.poedinki.ru/competitions/2016/302/situations/#19. Поскольку участники далеки от строительства, играли во всех слоях, кроме нормативного и физического. И вот тут были интересные находки.


Хорошо обдуманная фраза в начале переговоров определяет их ход. Ошибки в формулировке – затягивают ход переговоров, а то и вовсе направляют их в неожиданное русло. Например, если Вы сразу же поставили собеседника в роль «партнёра» и похвалили его, то разбор ситуации пройдёт на удивление гладко. Если же вошли с упрёка или претензии, где партнёрством и не пахнет, будете бодаться и время потеряете ни до чего не договорившись.


Опора на решение вышестоящего руководства усиляет позицию, упрощает её защиту, но не решает проблему. Аналогично работает стратегия «пустая лодка», когда Вы опираетесь на незнание, либо непричастность к ситуации. Это лишь выигрыш во времени, выигрыш в имидже, но это не решает проблему. Хотите решить проблему – защитив одну позицию переходите к следующей.


Если Вы хотите управлять ситуацией и людьми в ней – принимайте решения выбором из адекватных альтернатив, а не путём трансляции своего видения. Трансляция видения хороша, когда надо ободрить людей, показать им путь и побудить к поиску текущих решений и ближайших шагов. В оперативном управлении сотрудники «сядут на шею» всякому руководителю, который за них будет готовить решения.