Курс RS13 «Развивающее управление и закономерности развития организаций»

Курс изучается как курс по выбору в рамках программы MBA «Стратегия» (российский стандарт) после изучения курса «Стратегия». Курс позволяет выбрать специализацию при написании Диплома MBA.

Курс также может изучаться как самостоятельный учебный модуль. По окончании курса студент получает Сертификат МИМ ЛИНК.

Для кого

Это образовательно-исследовательский курс ориентирован на философствующих менеджеров высшего звена, занятых в процессах управления развитием компаний и стратегического планирования, сознающих ценность опоры в решениях на законы и закономерности развития, склонных к аналитике, выходящей за пределы наблюдаемых явлений бизнеса.

Программа

развитие как «игра» фактов:

  • феномены современной фазы развития бизнес-среды;
  • очевидная линия развития организаций;
  • освоенные бизнес-решения по развитию организаций;
  • дилеммы «развитие и совершенствование», «развитие и изменения»;
  • мозаика явлений, сопровождающих существование и развитие организаций;
  • проблема понимания закономерностей развития;
  • управленческий соблазн развитием;
  • феномены-аналоги развития живой и растительной природы, культур, духовных структур;
  • проблемы постижения развития как объективного явления;
  • обоснование иллюзорности явлений развития;
  • конструктивные логики понимания объективного «механизма» развития организаций.

объективные закономерности развивающих перемен в организациях:

  • представительные фундаментальные концепции развития;
  • источники и «механизмы» развития;
  • объективные свойства развивающих изменений или конструктивная диалектика организационных изменений — непрерывность, полярность, предельность, игра явлений и тенденций, гармония и дисгармония развития, асимметрия организационных перемен, ритмика и цикличность перемен и др.;
  • практичные следствия из понимания «механизма» и свойств развития;
  • предопределенность и вариантность путей развития, неизмеримость, принципиальная бесцельность, временная конкретность в бесконечности;
  • функциональное и методное развитие организаций;
  • неравновесие компании как условие развития;
  • закономерность отставания осознания перемен от реальности;
  • незавершенность перемен;
  • ограниченность условий для уместного вмешательства в развитие.

выведение законов и рецептов развивающего управления:

  • правила-рецепты поведения в развивающейся бизнес-среде — опора на иррациональное. Культ гибкости. Игра между полюсами (приспособление — перестроение). Конструктивность спонтанности. Работа с альтернативами. Пересечение границ и устранение разрывов. Синтез противоположного. Работа с ограничениями, «разрывами» в способностях, с ментальными моделями, с «тонким» (с событиями). Отказ от управления. Управление по типу джаза;
  • правила-законы развивающего управления — Законы непрерывности, поляризации, сдерживания, причинности, дополнения, вариантности и другие;
  • правила-принципы развивающего управления — принцип целого, проявления, свободы, аналогии, динамической гармонии, преодоления и другие. Логика закономерного расширения свобод организации в ходе развития.

Технология обучения

Процесс обучения

Курс ведется по технологии «живой параллели» в виде интеллектуального исследовательского путешествия (экспедиции) группы студентов под руководством ведущего (тьютора) по одной — двум малознакомым странам, специально выбранным для освоения программы. Материал курса разворачивается на примерах развития живой природы, этносов, культур, духовных структур, способов ведения бизнеса в незнакомых условиях в виде реальных наблюдений признаков развития, проведения аналогий с развитием организаций и выведением управленческих следствий.

В ходе экспедиции участники ведут дневники наблюдений, проводят ежедневные постановочные и рефлексивные сессии, выводят практические следствия из «живой параллели».

По итогам путешествия выполняются письменные работы с обобщением результатов реальных исследований закономерностей развития в применении к собственной управленческой практике развивающего управления организацией.

Технология «живой параллели»

Технология «живой параллели» — это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший на традициях компаративистских подходов к постижению сложной реальности.

В основу этого вида обучения положена технология обучения на практике, приобретаемой обучающимися в ходе наблюдения и исследования реальных примеров инаковой деятельности и развития живых, естественных целостностей (животного и растительного миров, этносов, стран, духовных и деловых союзов, организаций и пр.) и выведения значимых для управленческой практики закономерностей. Обучение в этой технологии представляет собой специально организованную практическую, конструктивную философию, осуществляемую на живых примерах, на прямых «параллелях» между аналогами деятельности и развития.

Эта технология приобретает наибольшее развитие в современных условиях быстрорастущего знания, которое обгоняет появление рецептов успешной деятельности и которое может быть получено лишь на основе самостоятельного и специально организованного наблюдения за реальностью и конструктивного сопоставления различных, разнородных условий ее проявления.

Успешность технологии определяется выбором объектов наблюдения, уместных аналогов для сравнительного анализа разнородных практик, методического выведения закономерностей и управленческих следствий. В усиление этих компонентов технологии к каждой группе студентов назначается ведущий (тьютор), который организует исследовательский и образовательный процесс на основе специальных методик.

Технология «живой параллели»:

  • это реальные путешествия в малознакомые для студентов страны и территории вместе с тьютором (тьюторами)
  • это ежедневные наблюдения инаковой реальности — деятельности, ведения бизнеса, культуры, уклада, повседневного быта людей, развития животного и растительного миров
  • это проведение содержательной «параллели» между разными реальностями ради самостоятельного выведения конструктивных закономерностей и практических следствий, значимых для профессионального роста студентов

Основные компоненты и подходы, заложенные в основу технологии обучения

Для повышения эффективности обучения в технологии используется комплекс подходов к образованию, ориентированный на потребности взрослых студентов, менеджеров. Его основные элементы:

  • Принципиальное сближение обучения с практической деятельностью студента — обучение на основе сравнения различных реальностей, вовлечения в учебный процесс практического опыта студентов, задействования их личностных качеств.
  • Использование активных методов обучения в ходе исследовательских интервенций в малознакомые условия деятельности и существования.
  • Целостное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают профессиональным и жизненным опытом.
  • Помещение студентов в необычные и, возможно, экстремальные условия ради испытания их навыков, личностных свойств, стилей поведения
  • Развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях.
  • Обучение умению самостоятельно добывать знание на основе прогрессивных мыслительных стратегий

Метод обучения в технологии «живой параллели» основан на идее развития навыков постановки, организации и проведения самостоятельного исследования сложной реальности ради выведения актуального для практики каждого студента знания. Этот метод создает условия для освоения подходов к построению самообучающейся организации

Внешние особенности метода обучения

  • Целенаправленный выбор объектов исследования и примеров для «живой параллели»
  • Длительное путешествие в малознакомых условиях и незнакомых территориях в составе исследовательской команды
  • Выходы за пределы комфортных условий существования ради реального освоения новых состояний
  • Целенаправленное, организованное наблюдение реальных примеров деятельности
  • Постановка исследовательских задач в ходе ежедневной интенсивной практики и условий длительного путешествия
  • Специально организованный сравнительный анализ явлений из конкретной управленческой практики студентов и явлений наблюдаемой реальности
  • Пребывание в ситуациях, близких к экстремальным, для задействования и испытания личностных качеств и навыков
  • Взаимообучение.
  • Обязательное выведение конструктивного знания на основе обобщения результатов экспедиции

Основные выгоды для студента, предоставляемые данной формой обучения

  • Эффективное обучение на живых примерах
  • Выведение универсального знания, превосходящего краткосрочные рецепты
  • Уникальная практичность обучения.
  • Высокий уровень личностного задействования, задействования личного профессионального и житейского опыта и расширения арсенала инструментов успешного поведения в размытых, неопределенных ситуациях
  • Высокая степень эмоциональной вовлеченности в процесс обучения
  • Получение дополнительных возможностей (деловые связи, консультации, освоение новых форм жизнедеятельности и др.).

Продолжительность обучения

3 месяца.

Документ об окончании

По окончании курса студент получает зачет в программе MBA «Стретегия» и Сертификат МИМ ЛИНК.

Условия участия

  • Высшее образование;
  • Трудовой стаж не менее 2-х лет (желательно в качестве менеджера).